Остров Черновой (Мустасаари)

С трех сторон остров огибает Старый Петровский фарватер, (по некоторым источникам его более старое название  Пильский пролив или Северный Транзундский фарватер) наиболее глубокий, до 12 метров, но вместе с тем, самый сложный в навигационном плане)

Сначала история.

Первое укрепление по защите фарватера было сооружено в 1790 году на острове Култакивисааре (острова Клест). В 1808 году оборона пролива была усилена еще двумя батареями: на северном берегу острова Суонионсааре (остров Крепыш) и на западном берегу острова Черновой (Мустасаари). Во время Крымской войны эти укрепления не были задействованы. В 1855году планировалась постройка новой батареи на шесть бомбовых пушек, но сведения о реализации проекта не найдены.


Батарея на острове Мустасаари была построена в 1860-1870х годах в составе новой морской позиции Выборгской крепости и образовала ее правый, северный, фланк. Строительные работы начались в 1863 г. под руководством начальника выборгской инженерной команды инженер-капитана Жураковского.


С 1864году строительством руководил инженер-полковник Зверев. Укрепление было возведено на верхних отметках скальной возвышенности в западной части острова. Западный фронт укрепления был обращен к фарватеру, проходившему в 300 метрах. С восточной стороны территория укрепления ограничивалась болотистой низиной, пересекавшей весь остров, и берегом залива. По проекту комплекс укрепления составляли три открытые сверху береговые артиллерийские батареи, расположенные уступами по общей продольной оси. Огневая позиция каждой батареи включала прямолинейный в плане земляной вал с двумя короткими фланками. Орудия устанавливались на земляных барбетах.


Огневые позиции вместе с пороховыми погребами были возведены в 1863 — 1866гг. В 1868 году  батарея была вооружена артиллерийскими орудиями. Согласно расчету ее вооружение составляли 27 пушек.


В 1869 году была построена гарнизонная казарма, под кирпичными сводами которой разместились жилые помещения для солдат и офицеров, кухня, пекарня и столовая.
Тогда же был удлинён левый фланк первой батареи и возведен тыльный траверс третьей батареи, облицованный по трем наружным сторонам гранитными блоками на высоту 8,5 метра.


В 1870 х гг. внутри укрепления были построены деревянные склады артиллерийского имущества, караульный дом, устроена каменная береговая стенка и каменная пристань, от которой расходилась внутренняя дорога, связывавшая разные части укрепления.


В восточной части острова за болотистой низиной, построили офицерский дом, с хозяйственными строениями и соединили эту часть острова каменной дамбой через болото. В военное время фарватер перегораживался цепями, которые крепились металлическими скобками (рымами) на противоположном берегу у камней острова Суриоксаари  (о. Отдаленный). Эти скобы «дожили» до наших дней.


В 1877-1880 гг. артиллерийское вооружение батареи было усилено дальнобойными орудиями новых систем образца 1877г. нарезными, заряжаемыми с казенной части 9-ти и 11-ти дюймовыми пушками и 9-ти дюймовыми мортирами.


Для их установки потребовались переделки брустверов, устройство каменных оснований под лафеты и каменных ниш для снарядов в толще брустверов.
В последующие годы производились частичные переделки отдельных элементов укреплений. В одном из казематов гарнизонной казармы планировалось в 1885 году строительство телефонной станции. На последующих этапах развития системы морских укреплений г.Выборга батарея острова Черновой не включалась в число боевых позиций.


Во время «Зимней войны» в районе острова Черновой происходило форсирование залива частями Красной Армии. Из-за постоянного приливно-отливного течения и больших глубин в этом месте, лёд крайне ненадёжный даже для одного человека, не говоря о технике. На дне здесь покоятся огромное количество военного имущества. Один танк, при проведении поисковой операции в начале 2000-х  годов был обнаружен и после реставрации на судостроительном заводе установлен в г. Выборге на пересечении пр. Победы и ул. Гагарина.


Причал на острове сохранялся в идеальном состоянии до конца 80-х годов, затем «на спор», естественно по «пьяному делу», были вырваны швартовые палы рыболовецкими сейнерами. В настоящее время причал на половину разрушен и швартовка к нему затруднительна.


Остров очень интересен во всех отношениях. Рыбалка здесь всегда очень продуктивная и если бы не любители сетей, была бы ещё лучше. Фортификационные сооружения видны, как говориться «невооружённым глазом». Стоянка на катерах и яхтах возможна у причала (с ограничениями) и у юго-западной стороны острова. Необходимо предупредить, что отливы и приливы здесь явление не редкое и ветер может менять направления очень быстро, поэтому ставя на стоянку свои суда, будьте очень внимательны, чтобы не оказаться на камнях.


Любителям фортификации ХIX века, советую посетить остров до появления высокой травы. Яхтсмены, ещё с советских времен, всегда приходили на Черновой за грибами, ягодами и рыбалкой. Интерес к острову в то время, был обусловлен ещё и по причине отсутствия ограничений пограничного режима. Черновой был практически крайним островом с причалом, для посещения которого не требовался пропуск и дополнительное согласование. В настоящее время пограничный режим на остров не распространяется, а вот на акваторию, «береговая охрана» пытается вернуть возможность контроля. Если бы действия «Береговой охраны» были направлены на охрану биоресурсов, я бы первым выступил за введение пограничного режима на данной территории, но увы и здесь не без «перегибов».


С точки зрения купания, остров Черновой пожалуй не лучшее место в Выборгском заливе. Пляжей здесь нет, поэтому купаться придётся с борта и отойдя от берега. Напоминаю о течении! Вода в проливе не прогревается из-за этого, и не ныряйте у камней северной оконечности острова. Они на глубине полутора метров и обозначены только на морских картах.


Вы получите огромное удовольствие от посещения острова. Не забывайте забрать с собой мусор. Впрочем, это касается всех островов и мест отдыха на побережье.